14 мая состоится традиционный Крестный ход ко Святому источнику Всемилостиваго Спаса.

Поделиться:

Многие верующие на Каргополье уже не первый год принимают участие в традиционном Крестном ходе, который проводится 14 августа, в день изнесения честных древ Животворящего Креста Господня. После Божественной литургии в Покровском храме села Казаково духовенство и миряне с иконами и хоругвями идут шесть километров через деревни Казаково, Лодыгино и Пономарево к источнику Всемилостиваго Спаса, где служится водосвятный молебен. После молебна все желающие могут окунуться в воды источника.

О том, как возрождалась эта традиция вспоминает наместник Александро-Ошевенского монастыря игумен Феодосий (Курицын):
“Только- только начиналось моё служение здесь, на Богом спасаемой земле каргопольской. Знакомство с людьми, приходами, с сельской жизнью. Задумки разные, идеи. Дом приходской, воскресная школа, работа с будущими певчими. Дел хватало. Приехал я на приход осенью, первую службу на «Покров» совершал. А весной подходит ко мне женщина, из местных:
-Батюшка, здесь недалеко источник есть заброшенный. Километров может быть пять, шесть. Старожилы говорят, святой. Может найдёте время, съездим, посмотрим.
Я соглашаюсь, и в один из воскресных дней, после литургии, мы совершаем экспедицию к роднику. Сначала по дороге, затем полем, к источнику продирались сквозь густые заросли. Место совершенно заброшенное, очень давно сюда не заглядывали люди. Лес кругом один. Нашли мы то, что когда то было источником. Небольшая ямка, заросшая тиной. Даже просто водички не попить . Печально стало. Ушли мы, несли с собой грусть, боль утраченного, потерянного, чего то очень важного. И не легло ни чего на сердце, пустота и только. И забыл я, надолго забыл. Было это весной 2004 года.
Прошли годы. В мае 2011 года приезжает ко мне паломник- Андрей и спрашивает:
– А нет ли, батюшка, у вас где по близости родника святого, я много где побывал, обошёл множество монастырей, и везде, где есть источники, стараюсь искупаться. Как у вас с этим?
Я опешил. Не промысл ли? Вспомнил весну две тысячи четвёртого. А может?.. Звоню той самой женщине:
– Тамара, ты когда то рассказала мне об источнике и даже показала его. Ты говорила, что в Каргополе живёт старушка, которая помнит, помнит его живым, помнит, как народ ходил к нему крестным ходом.
– Да,-отвечает Тамара,- жива еще баба Маша, ей девяносто четыре, три года уже ничего не видит, на кроватке всё сидит, но память чистая. Я позвоню её дочери, договорюсь о встрече.
И вот мы в гостях у Марии Васильевны Улитиной. Честно признаюсь, подходя к дому бабы Маши, я немного смущался. Думаю, войдём сейчас, а там запах лекарств, болезни, умирания. Вошли, у меня перехватило дух. Бабушкой моей пахнет, родной моей. Помню, маленьким обидит меня кто, я к ней в колени, плачу, она гладит меня по голове, успокаивает, и этот незабываемый запах: родной, русской старости. И рассказала она нам замечательную историю:
– Помню, в старину широко праздновали у нас в Пономареве (Пономарево- это деревня, в полутора километрах от источника) праздник Первого Спаса. Дом наш стоял посредине деревни, а напротив него, через дорогу- часовенка была. В честь кого освящена, не помню, я маленькой тогда была. С Покровской церкви в праздничный день к нам крестный ход шёл. В нашей часовенке службу служили, а после неё прихожане шли крестным ходом на родник, где был молебен. Сам праздник богатый был, народу много собиралось. В наш приход входило много деревень, более тридцати по всей округе… Батюшка Пётр после службы ходил по домам, разные требы совершал.
За нашей деревней была дорога к роднику, на который ходили в этот день крестным ходом. Родник был благоустроен хорошо. В середину был спущен сруб, кругом него мосток был настлан, котлован глубокий, более двух метров. На срубе на четырёх углах столбы и крыша над ним в два ската. Очень красиво было. С солнечной стороны перед входом посредине сруба иконка висела святого.
– Баб Маш. А какого святого? Кто изображён был на иконке?
– Не помню уже. В роднике деревенские мужики по завету купались… Маленькими и мы часто бегали к источнику после купаний, попить водицы. Столик стоял, на нем ковшички лежали из бересты: народ с пожни идёт, обязательно заглянет, воды напиться.
Помню, ещё Троицу праздновали на роднике, весело было. Деревенские мужики ставили на Троицу берёзки по дороге к источнику. Народ тогда дружно жил…
Засиделись мы у бабы Маши, заслушались, я всё на диктофон записывал, чтоб чего не забыть. Подустала наша бабушка, поблагодарили мы её и попрощались.
Вернулся я на приход, задумался. Возрождать традицию надо. А как? Местные должны это сделать. Их источник. Их память. Стал встречаться с народом, говорить, убеждать. Убедил, согласились со мной.
И возродили ведь. И отстроили. Связали порванную ниточку. Над родником часовенку поставили. По благословению владыки Даниила освятили её в честь Спаса Всемилостивого. Четыре года уже ходим крестным ходом к источнику. Народ со всей округи собирается, приезжают гости из Архангельска, Вологды, Москвы. Радость, великая радость”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>