Братия монастыря поздравили своего игумена с днем Ангела.

Поделиться:

В день памяти преподобного Феодосия Сийского наместник Александро-Ошевенского монастыря игумен Феодосий (Курицын) отметил день своего тезоименитства. Братия обители и сестры монастырского подворья села Казаково сердечно поздравили батюшку с днем его небесного покровителя и пожелали ему помощи Божией в несении нелегкого креста наместничества, молитвенного покрова преподобного Феодосия Сийского, крепости сил душевных и телесных и многая и благая лета.

Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ро­дил­ся «око­ло 1612 г. в Хол­мо­го­рах». В ми­ру он но­сил имя Фе­о­дор. Его отец Иг­на­тий Ле­бе­дев был «ре­мес­лен­ни­ком – среб­ро­ко­ва­чом» (юве­ли­ром); по све­де­ни­ям же ар­хи­манд­ри­та Ни­ко­ди­ма, пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий про­ис­хо­дил «из ду­хов­но­го зва­ния». Мать бу­ду­ще­го по­движ­ни­ка зва­ли Фе­о­до­си­ей. Ро­ди­те­ли на­де­я­лись, что их сын уна­сле­ду­ет от­цов­ское ре­мес­ло, од­на­ко Фе­о­дор не об­на­ру­жи­вал к это­му ни­ка­кой склон­но­сти. Лю­би­мым его за­ня­ти­ем бы­ло чте­ние Бо­же­ствен­ных книг.

Ко­гда Фе­о­до­ру ис­пол­ни­лось во­сем­на­дцать лет, он про­тив во­ли ро­ди­те­лей ушел в Сий­ский мо­на­стырь. Там он вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь и в 1644 го­ду стал на­сто­я­те­лем оби­те­ли.

Мно­го тру­дов при­ло­жил Фе­о­до­сий, чтобы бла­го­устро­ить мо­на­стыр­ское об­ще­жи­тие. В го­ды его на­сто­я­тель­ства бы­ла за­кон­че­на по­строй­ка ка­мен­ных мо­на­стыр­ских хра­мов – Свя­то-Тро­иц­ко­го со­бо­ра, Бла­го­ве­щен­ской и Сер­ги­ев­ской на­дврат­ной церк­вей. «Это был че­ло­век вы­со­ко­бла­го­че­сти­вой жиз­ни, рев­ни­тель свя­ты­ни, стро­гий по­движ­ник, муд­рый пра­ви­тель оби­те­ли. Он мно­го по­тру­дил­ся над бла­го­устро­е­ни­ем края, и при нем в оби­те­ли ино­че­ская жизнь сто­я­ла на вы­со­те нрав­ствен­но­го со­вер­шен­ства». Все свое сво­бод­ное вре­мя он по­свя­щал кни­гам: пе­ре­пи­сы­вал их, со­би­рал древ­ние ру­ко­пи­си, чтобы сде­лать с них до­сто­вер­ные спис­ки. В 1648 го­ду «Фе­о­до­сий пе­ре­пи­сал жи­тие пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, укра­сив его за­став­ка­ми, рам­ка­ми и 153 ри­сун­ка­ми. Из­вест­но, что он сам на­пи­сал ико­ны Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей и ос­но­ва­те­ля мо­на­сты­ря – пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Сий­ско­го».

В 1650 го­ду по по­ру­че­нию Нов­го­род­ско­го мит­ро­по­ли­та Ни­ко­на игу­мен Фе­о­до­сий осви­де­тель­ство­вал мо­щи пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ар­хан­ге­ло­го­род­ско­го.

В Сий­ском мо­на­сты­ре у пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия име­лись недру­ги. Ко­гда в 1652 го­ду мит­ро­по­лит Нов­го­род­ский Ни­кон (впо­след­ствии Пат­ри­арх всея Ру­си), сле­дуя на Со­лов­ки за мо­ща­ми свя­ти­те­ля Филип­па, по­се­тил про­ез­дом Сий­ский мо­на­стырь, неко­то­рые из бра­тии «окле­ве­та­ли его пе­ред мит­ро­по­ли­том». Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий был со­слан в Ко­же­е­зер­ский мо­на­стырь. Од­на­ко, ко­гда пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ока­зал­ся в ссыл­ке в Ко­же­е­зер­ском мо­на­сты­ре, «ав­то­ри­тет его был столь ве­лик, что и там его вско­ре по­ста­ви­ли игу­ме­ном». Спу­стя пять лет пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий сно­ва стал управ­лять Сий­ским мо­на­сты­рем. Не пом­ня зла, ко­то­рое при­чи­ни­ли ему неко­то­рые из зло­нрав­ных бра­тий, он по­пол­нил биб­лио­те­ку оби­те­ли, сго­рев­шую во вре­мя по­жа­ра, сво­и­ми ке­лей­ны­ми кни­га­ми – де­вят­на­дца­тью ру­ко­пис­ны­ми и две­на­дца­тью пе­чат­ны­ми.

По­сле учре­жде­ния в 1682 го­ду Ар­хан­гель­ской и Хол­мо­гор­ской ар­хи­епи­ско­пии пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий «шесть лет был пра­вою ру­кою ар­хи­епи­ско­пу Афа­на­сию». В судь­бе его сбы­лась еван­гель­ская за­по­ведь: «Так да све­тит свет ваш пред людь­ми, чтобы они ви­де­ли ва­ши доб­рые де­ла и про­слав­ля­ли От­ца ва­ше­го Небес­но­го» (Мф. 5, 16).

Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий «со­здал в Сий­ском мо­на­сты­ре свое­об­раз­ную шко­лу кни­го­пи­са­ния». Осо­бое зна­че­ние при­да­вал он укра­ше­нию кни­ги. При оформ­ле­нии книг он «ис­поль­зо­вал двух­цвет­ные от­тис­ки с гра­ви­ро­ван­ных на де­ре­ве ху­до­же­ствен­ных ра­мок». Сре­ди со­бран­ных и пе­ре­пи­сан­ных им книг бы­ли жи­тия свя­тых, тво­ре­ния Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, Ка­те­хи­зис, «Про­све­ти­тель» Иоси­фа Во­лоц­ко­го. С кни­га­ми ду­хов­но­го со­дер­жа­ния со­сед­ство­ва­ли и ис­то­ри­че­ские – «Ис­то­рия Иудей­ской вой­ны» Иоси­фа Фла­вия, «Рим­ские де­я­ния», Сте­пен­ная кни­га, «Но­вый Ле­то­пи­сец». Ис­хо­дя из это­го, мож­но сде­лать вы­вод, что пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий был глу­бо­ко об­ра­зо­ван­ным для то­го вре­ме­ни че­ло­ве­ком.

Умер пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий в воз­расте се­ми­де­ся­ти де­вя­ти лет 29 ок­тяб­ря 1687 го­да и был по­хо­ро­нен в мо­на­стыр­ской усы­паль­ни­це ря­дом с пре­по­доб­ны­ми Ис­а­и­ей и Ни­ка­но­ром Ру­чьев­ски­ми, неда­ле­ко от ме­ста по­гре­бе­ния пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Сий­ско­го. По­сле его кон­чи­ны в Сий­ском Свя­то-Тро­иц­ком мо­на­сты­ре хра­ни­лись лю­би­мые кни­ги пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия: два­дцать пять ру­ко­пис­ных и два­дцать во­семь пе­чат­ных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>