Поделиться:
Свято-Александро-Ошевенский монастырь:
вчера и сегодня
  Введение 
   Исследование истории Александро-Ошевенского монастыря является продолжением краеведческой работы по восстановлению православной истории. Данная работа представляет собой попытку исторического исследования становления Свято-Александро-Ошевенского монастыря Каргопольского района Архангельской области.
   Работа состоит из текстовой части и приложений, где приведены иллюстрации и архивные материалы. В основной текстовой части дается описание истории создания и дальнейшего становления монастыря, выделены основные периоды его развития. Использованные в работе фотографии и иллюстрации являются материалами архивных документов и личного архива автора.
   Цель исследования
   Исследовать историю возникновения, становления, разрушения и возрождения Свято-Александро-Ошевенского монастыря как центра духовной жизни.
   Задачи исследования
1. Изучить архивные источники, документальную и историческую литературу.
2. Составить перечень строений монастыря, их краткое описание.
3. Составить ведомость монашествующих.
4. Сделать выводы о значимости Александро-Ошевенского монастыря как центра духовной жизни. Источники исследования: документы национального архива республики Карелия (г. Петразаводск), документы краеведческого музея г. Каргополя, фотографии из личного архива автора, полевые этнографические материалы.
   Методы исследования:
1. Составление запросов в архивы, изучение архивных материалов, работа в архиве Каргопольского краеведческого музея.
2. Полевые наблюдения и фиксация материала с помощью полевых записей, тематических бесед, фотосъемки.
   ГИПОТЕЗА.
   Используя архивные и другие источники, документальную и историческую литературу можно показать, что Александро-Ошевенский монастырь с момента создания и на протяжении шести веков является историческим центром духовной жизни края.
 
   Свято-Александро-Ошевенский монастырь: история

   Преподобный Александр основал монастырь на реке Чурьеге, притоке р. Кены, в 60-е годы XV века. На месте том Александру было знамение от Бога, поэтому место выбрано удачно – в излучине реки, на слегка возвышенном месте, не заливаемом в полноводье. Комплекс монастыря хорошо был виден с верхнего и нижнего плесов реки. Здесь же, в излучине, до сих пор существует роща, связанная когда-то с языческим культом. Монастырь должен был способствовать утверждению Христианства. О возникновении монастыря свидетельствует житие Прп. Александра: «В Каргопольской области есть волостка Слобода завома, над рекою Чюрьюгою и об ону сторону тоя реки есть место угодно к монастырскому строению» (Барсов Е.В.). Каким же условиям отвечало место «угодно монастырскому строению»? Прежде всего – это близость реки, обеспечивающая постоянный рыбный промысел и удобную связь с новгородским торговым путем, проходящим по р. Кене и Онеге к Северной Двине и Белому морю. Имела значение и живописность места: «бор бяше, лесом же и езеры исполнено вели и красно бяше отовсюду…»
   Основываясь на житии, можно проследить историю строительства монастырских храмов. Первый – Никольский – был возведен еще самим Александром, второй – Успенский – возник при его преемнике игумене Максиме. В конце 30-х годов XVI в. Никольский храм был заменен новым, сооруженным “древоделателем” Василием. Заново был срублен и второй храм – Успенский. В середине XVI в. обе церкви сгорели, однако вскоре были восстановлены: ” …двум летом минувшим по пожаре создана бысть церковь теплая … Успения, велия и преславна…”, а вслед за ней и Никольская. На этот раз обе церкви простояли до 6 мая 1706 г., когда монастырь почти целиком сгорел от молнии. После этого пожара в Александрово-Ошевенском монастыре стали возводиться, главным образом, каменные постройки, часть из которых сохранилась до наших дней (Мильчик М.И. Деревянная архитектура Русского Севера. Л., 1981, стр.78).
   План Александро-Ошевенского монастыря (XVII в. Реконструкция М. Мильчика)
1 – Никольская церковь; 2 – придел Александра Ошевенского; 3 – Успенская церковь; 4 – колокольня; 5 – Святые ворота; 6 – хозяйственные ворота; 7 – водяные ворота; 8 – западные ворота; 10 – игуменская келья; 11 – конюшенный двор; 12 – скотный двор
   За все время существования монастырь так и не стал большим и особых богатств не нажил, но для всего Северного края он был, как для средней Руси – Троице-Сергиева Лавра. Отсюда пошли монастыри, скиты и пустыньки обширного севера, святые преподобные Пахомий Кенский, Антоний Сийский, Никодим Кожеезерский, Кирилл Сырьинский. Основатели Макарьевского монастыря на Хергозере, Вазенгской, Макарьинской, Спасской пустыней тоже были выходцами от Ошевенского монастыря [2]. В духовной связи с прп. Александром находилась обитель св. Дамиана (в схиме Диодора) Юрьегорского. Так распространялась на Русском Севере традиция монашеского подвига, идущая от Сергия Радонежского.
   Первую жалованную грамоту в пользу святой обители дал в 1540 г. царь Иоанн Васильевич (Грозный) на право “владения землею с згодьями”, крестьянами до 650 душ, на рыбные ловли, безвозмездные солеварни и бесплатную продажу соли. Не забывали монастырь и последующие правители Руси. Из “Олонецких Епархиальных ведомостей” за 1907-1908 гг. мы узнаем, что монастырь имел 30 коров и 10 лошадей, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел да капитал 23 тыс. рублей.
   Облик монастыря до опустошительного пожара 1706 г. помогли восстановить иконы (приложение 2). На одних показан монастырь от реки с востока, на других он представлен с запада. Основное место в нем занимают храмы. Главный из них, Никольский, относился к шатровым крестообразным церквям. На иконах хорошо видны прирубы, крытые бочками. Переход от них к восьмерику выполнен в виде 2-х ярусов кокошников. Одноглавый клетский храм, показанный на иконах с южной стороны Никольской церкви, являлся пределом Александра Ошевенского, в котором находились мощи святого. Высоту церкви считают равной 40 метрам, а Успенской – 35 (Л. Глиневич. И да откроется вам! Каргополье, 1991 г., 19 дек.). (Александро-Ошевенский монастырь. XVII в. Макет. Прп. Александр Ошевенский.
Икона. Россия. XIX в)
   В XVII в. иконы с изображением Ошевенского монастыря получили широкое распространение: они разносили по всей Руси славу о святом и его обители. Именно тогда в Московском Успенском соборе был установлен особый праздник в честь прп. Александра Ошевенского.
   Статья, опубликованная в газете “Оленецкая неделя”,№25.5.1912 г. под названием “Крестный ход в Александро-Ошевенский монастырь из Каргополя и обратно” рассказывает о том, как викарий Оленецкой епархии Преосвященный Варнава, епископ Каргопольский предпринял путешествие с крестным ходом в Александро-Ошевенский монастырь (от Каргополя до монастыря 42 вер.) Владыка двигался самостоятельно на экипаже, совершая при этом служения в приписных церквях, говорил слова назидания, а затем, догонял крестный ход и, выйдя из экипажа, шествовал за ним, любуясь процессией. Вечером он отбыл в Ошевенский монастырь, посетив по пути храмы. С утра совершив литургию в монастыре, двинулся навстречу городскому крестному ходу с монастырским ходом. По прибытии объединенного крестного хода в обитель прп. Александра духовенство беспрерывно служило молебны у раки святого. Затем была всенощная, которую служили сразу в 3-х церквях монастыря. “В верхней церкви служил Преосвященный Владыка с Протоиереем, 14 священниками и двумя иеромонахами, при архидиаконе и множестве диаконов. На правом клиросе пели псаломщики Каргопольского Спасопреображенского монастыря, а на левом – хор Ошевенских девиц под управлением местного крестьянина. На “литию” вышли одновременно из 3-х церквей. … Народу присутствовало бесчисленное множество, но порядок был образцовый… В ограде, пред окном храма – вблизи раки, было продолжено всенощное бдение и прочтен акафист святому. На следующий день торжество продолжилось, а еще через день крестный ход отбыл обратно в Каргополь”.
   Полученные сведения позволяют сделать вывод о большом влиянии обители, как на богомольцев, так и на окрестный Каргопольский край, создав в нем особенный строй жизни. Распространению влияния обители также значительно содействовали ее земельные владения, так как жители монастырских сел и работники при солеварнях и других хозяйствах монастыря усваивали и взгляды иноков на образ жизни. 
 
   Монастырь сегодня

   Каменный монастырь, который частично сохранился до наших дней, повторяет прежний деревянный лишь в самых общих чертах. Напротив находится оставшаяся еще с язычества Святая роща. Раньше от монастыря в рощу вела живописная аллея, с высадками восточных роз. В роще стояла часовня прп. Александра, замененная в начале XX в. обетными крестами, которые сохранились и поныне.
   После октябрьского переворота 1917 г. , в 1922 г. в монастыре остались только последний настоятель о. Досифей и монах Димитрий (приложение 3 – ведомость монашествующих). В том же году, по инициативе коммуниста Н. Попова, в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов, была вскрыта рака святого. Но в ней ничего не обнаружили, так как мощи святого находились под спудом. С этого момента монастырь считался закрытым (Строитель коммунизма. 1998. 22 марта. Арх. обл., Плесецкий р-он). Все насельники монастыря репрессированы.
   С 1923 г. в монастыре разместилась школа. С весны 1930 г. в истории Ошевенска начался новый разрушительный период – коллективизаций. Монастырь превращен в развалины. Жительница с. Ошевенское работник местной библиотеки Березина Е.Е. вспоминает, что пока в монастыре была школа, там был порядок. В 1967-68гг., когда школу перевели в центр села, начался период окончательного разграбления монастыря – разбирали кирпичную монастырскую ограду, разрушали монастырские постройки. Однако даже в те времена местные жители приходили тайком помолиться над мощами Преподобного. В подшивках Каргопольских газет можно обнаружить сведения о том, что в 1968 г. затрагивалась тема реставрации монастыря. В 1970 г. в его развалинах трудились московские студенты, пытались что-то сделать, подкрепить, прибрать…
   Во время неоднократных посещений монастыря встречи с местным населением буквально по крупице составили «общее» мнение о значимости монастыря для современных жителей с. Ошевенское. Так, на Крещение в 2007 году праздничная служба с чином освещения воды состоялась в сельском храме, после чего весь приход пошел на реку Чурьегу в Иордань. Местные бабушки, ворча и не поспевая за молодежью, ковыляя по глубокому снегу, переговаривались: «Я-то вечером в монастырь за водой-то поду. Там она настоящая будет, Крещенская». Стоит отметить тот факт, что монастырь в 2007 году еще не был действующим и службы в нем совершались несколько раз в год местным священником. Сегодня исполняющим обязанности наместника монастыря является иеромонах Киприан, который живет в монастыре уже более двух лет. За это время восстановлена крыша братского корпуса, проведено отопление в Никольский храм, благодаря привлечению средств Санкт-Петербургского предпринимателя составлена схема колокольного ряда и закуплены первые семь колоколов, для которых установлена временная звонница. Стараниями москвичей и ленинградцев создан монастырский сайт в Интернете. Начато составление монастырской летописи, частью которой будет являться составленная в данном исследовании ведомость монашествующих.
   Возобновлены монастырские службы. На праздники в обитель стекаются местные прихожане, люди из окрестных деревень, паломники из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Мирного и других городов России и ближнего зарубежья.
 
   Результаты
1. Сформирована ведомость монашествующих Александро-Ошевенского монастыря, на основании которой можно проследить хронологию создания, развития, разрушения и возрождения монастыря (приложение 3 содержит отдельные фрагменты ведомости).
2. Составлен перечень монастырских сооружений с их кратким описанием (приложение 2).
   Выводы
   В своем исследовании я использовал архивные материалы, а также работы ученых, занимающихся исследованием православной жизни Каргополья [6]. На основании изученных материалов можно говорить о том, что у Александро-Ошевенского монастыря были годы успеха, были времена испытаний и разорений. Но чтобы не происходило, монастырь находил в себе силы возрождаться. После пожара в 1706 года, когда сгорели монастырские храмы, деревянный монастырь преобразился в белокаменный. Так же и сегодня монастырь преображается благодаря людям, сохранившим веру. Мне кажется, что сила духа, заложенная основателем монастыря – прп. Александром – передалась этому месту и по сей день незримо сохраняет и монастырские строения, и людей, трудящихся здесь.
 
   Список архивных материалов
1. Главная опись Александро-Ошевенского монастыря и приписанных к нему пустыней, 1872 г. // Национальный архив Республики Карелия. Ф.25. Консистория духовная Олонецкая. Оп.12. Д.35/1.
2. Описание жития Александра Ошевенского и основание обители (особо ценный документ на 22 листах), 1897 г. // Национальный архив Республики Карелия ф.2, оп. 47, д.14_228
3. Ведомость монашествующих и послушников по третьеклассному Александро-Ошевенскому монастырю Олонецкой Епархии за 1892 год // Национальный архив Республики Карелия. Ф.25. Консистория духовная Олонецкая.
   Список использованной литературы
4. Дашков В. Описание Олонецкой губернии в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. Спб, 1842.
5. Докучаев-Басков К.А. Александр Ошевенский и его обитель. // Русский паломник. 1896 №40–42.
6. Мелехова Г.Н. Монастыри в традиционной народной культуре Русского Севера. // Возрождение православных монастырей и будущее России. Материалы Третьей всероссийской научно-богословской конференции «Наследие прп. Серафима Саровского и судьбы России». – Нижний Новгород: Глагол, 2007.
7. Мильчик М.И., Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Л, 1981.
8. Никодим (Кононов). Преподобный Александр и основанная им Ошевенская обитель. Петрозаводск, 1897.
9. Никодим, архим. Олонецкий патерик. Петрозаводск, 1910.

Аннотация
 к исследовательской работе Кутукова А.А.
«Свято-Александро-Ошевенский монастырь: вчера и сегодня»
Представленное исследование посвящено истории возникновения, становления, разрушения и возрождения Свято-Александро-Ошевенского монастыря как центра духовной жизни. В работе выделены основные хронологические этапы монастырской жизни, составлен список построек обители с их кратким описанием. Результатом исследования явилось составление ведомости монашествующих.
Материал данного исследования собирался в течение семи лет, многая информация неоднократно выверялась и перепроверялась по нескольким источникам для того, чтобы учесть в исследовании наиболее достоверные факты.